Норман Роберт Фостер (Norman Robert Foster) один из наиболее известных архитекторов современности, ответственный за несколько десятков ключевых зданий последних 30-ти лет, основатель наиболее финансово успешной архитектурной практики современности.
Под его руководством компания, которая сейчас называется Foster and Partners, выросла до международной фирмы c 1000 сотрудников, которая проектирует и строит объекты по всему миру. В последнее время компания работает над такими новыми проектами, как проект нового аэропорта в Пекине, (одного из крупнейших в мире), башня “Россия” в Москве, (которая должна стать самым высоким небоскребом в Европе), одной из башен на Ground Zero в Манхэттене, и новой башни в Лондоне.
Для создания всех этих и многих других проектов, (от оперных театров и картинных галерей, до торговых портов и целых городов), Фостер изменил принцип работы архитектурного бюро, чтобы выполнять работы высшего технического качества в глобальном масштабе.
В 1990 году он получил рыцарское звание, а в 1999 году был удостоен титула пэра и вошел в список пожизненных пэров. (Список пожизненных пэров по Life Peerages Act, 1958) (Пэрство (англ. Peerage) — система дворянских титулов, существующая в Великобритании, часть Британской системы наград. - прим. ред.), став Лордом Фостером с Темзы (Baron Foster of Thames Bank). Норман Фостер получил всевозможные награды, в том числе орден “За заслуги” от английской королевы, Королевскую золотую медаль за вклад в архитектуру, Прицкеровскую премию (Pritzker prize) и премию Стирлинга (Stirling prize). Его университет в Малайзии выиграл премию Ага Кано (Aga Kahn Award) в 2007 году, так же он получил приз Japanese Prix Imperium.
Норман Фостер родился в 1935 году в Манчестере в рабочей семье без каких-либо традиции высшего образования. После окончания школы, он служил в ВВС, а затем работал в казначействе, прежде чем начать изучать архитектуру в своем родном городе. Впоследствии он получил стипендию в Йеле (Yale), где он учился с Ричардом Роджерсом (Richard Rogers) и Джеймсом Стирлингом (James Stirling). Фостер и Роджерс создали свою первую архитектурную компанию, когда в 1963 году вернулись в Англию, вместе с Су Брюмвел (Su Brumwell) и первой женой Нормана, архитектором Венди Чизман (Wendy Cheesman). Эта четверка построила дома для выдающихся родителей Брюмвел в Корнуолле (Cornwall) и завод Reliance Controls in Swindon, после чего Фостер начал свою практику в 1967 году. Завод Reliance, с его элегантными стальными диагональными конструкциями, где четко прослеживается влияние американской архитектуры, теперь разрушен.
На работы Фостера огромное влияние оказал его американский опыт. Он вернулся в Англию с огромным желанием работать в компании Чарльза и Рэя Имс (Charles and Ray Eames), или с Бакминстером Фуллером (Buckminster Fuller), с которым он впоследствии сотрудничал на паре нереализованных проектов.
После создания своей собственной компании, Фостеру в течение десятилетия удалось построить три замечательных здания, которые стали основой для преобразования представлений о характере архитектуры в Великобритании в течение 1970-х. В городе Ипсвич (Ipswich), он построил штаб-квартиру страховой компании Willis Faber Dumas, которая находилась на краю исторического центра города. Внутренней планировкой, эскалаторами вокруг атриума, с садом на крыше, и бассейном для сотрудников, который работал и как теплоотвод, Фостер продемонстрировал постоянную озабоченность социальным аспектом архитектуры и энергетическими показателями.
Затем последовал центр Sainsbury Arts Centre, на территории кампуса Университета Восточной Англии. Потом началось восхождение Фостера на международной арене. Он выиграл конкурс на лучший проект новой штаб-квартиры банка Hong Kong and Shanghai Bank в Гонконге. Если в Sainsbury Arts Centre вновь изобретали картинную галерею, то банк был еще более смелым проектом. Это был, пожалуй, первый небоскреб, построенный за пределами Северной Америки. Фостер разработал новый принцип построения небоскребов, отказавшись от центральной оси, используя только наружный скелет. Эта структура позволяет создавать более высокие башни.
Секрет успеха Фостера в длительном сотрудничестве, в частности, с такими людьми как Спенсер де Грей (Spencer de Grey) и Дэвид Нельсон (David Nelson). Когда Фостер начал свою практику, его офис насчитывал 25 человек. По мере развития, число сотрудников увеличивалось, что привело к необходимости радикального изменения структуры компании. Теперь компания выполняет гораздо более широкий круг работ, и молодые архитекторы могут выпускать объекты под названием Фостер и Партнеры (Foster and Partners) гораздо раньше, чем они могли бы сделать это в одиночку.
Информационный материал: Норман Фостер и Британский музей (Norman Foster and the british museum)
Рис.1-2. Головной офис страховой компании Willis Faber & Dumas
Место: Ipswich, Великобритания
Срок выполнения работ: 1971-1975 годы.
Рис.3-4. Головной офис банка Hongkong and Shanghai Bank
Место: Hong Kong, Hong Kong,
Срок выполнения работ: 1979-1986 годы.
Рис.5. Хрустальный остров
Место: Россия, Москва
Выполнение работ: 2006 год.
Задуманный как город в миниатюре, Хрустальный остров является беспрецедентным городским кварталом. Расположен на полуострове Нагатино, омываемым Москва-рекой, он находится всего в 7,5 км от Кремля. С центре расположено одно из самых высоких жилых зданий в мире.
Рис.6. JFC
Место: Санкт-Петербург, Россия
Выполнение работ: 2006-2010 год.
JFC Санкт-Петербурга - это различное сочетанием офисных, торговых и жилых помещений. Расположенный на Московском проспекте, (соединяющий аэропорт и центр города), символизирует ворота в Санкт-Петербурге, своеобразное преодоление исторического разрыва между промышленной зоной на юге города и исторической частью на севере.
Рис. 7-8. Ханты-Мансийск, Piercing the skyline
Место: Сибирь, Россия
Выполнение работ: 2007 год.
Piercing the skyline - это место для жизни, работы и отдыха, защищенное от сурового сибирского климата.
Рис.9-10. Остров Новая Голландия
Место: Санкт-Петербург, Россия
Выполнение работ: 2006-2010 годы.
Реконструкция острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге с 7,6-га смешанного использования культурного развития. Эта территория будет включать крытый театр, конференц-залы, галереи, гостиницу, магазины, квартиры и рестораны, а также Открытую арену в центре. Проект выполнен в сотрудничестве с архитектурной студией Юрия Митюрева.
Рис.11-12. Реконструкция музея А. С. Пушкина в Москве
Место: Россия, Москва
Выполнение работ: 2007 год.
Это лучший музей европейского искусства в Москве и один из крупнейших в мире. Опираясь на опыт таких проектов, как Carré d'Art в Ниме и большой двор в Британском музее, в котором культурные здания были изучены как часть более широкого городского пространства, этот проект направлен на создание целого квартала, сосредоточенного около музея.
Рис.13-14. Башня Россия
Место: Москва, Россия
Выполнение работ: 2006-2011 годы.
Продолжение темы Millennium Tower в Токио, этот проект расширяет практику создания высотных зданий. Высотой 600 метров, в 118 этажей, этот небоскреб станет самой высокой башней с естественной вентиляцией в мире и одним из самых «зеленых» современных зданий в Европе.
Рис.15. Проект Зарядье
Место: Москва, Россия
Выполнение работ: 2006-2011 годы.
Проект обширной территории смешанного использования, расположенный недалеко от Кремля и Красной Площади.
Проект выполнен в сотрудничестве Моспроект-2.
Более подробную информацию о Нормане Роберте Фостере вы сможете узнать здесь.
Источники: Wikipedia, Designmuseum и Foster + Partners
|