|
|||||
Концептуальное освещениеЦветкова И.Г., группа компаний «Светосервис», г. Москва Если посмотреть на карту столицы, видно, что Москва – нестандартный город. Кольцевая градостроительная структура создаёт красивый рисунок, гармонично выделяя исторический центр, и закладывая радиальное развитие периферийных зон. Зональный метод не новый метод, во многих городах светодизайнеры выделяют жилые, пешеходные зоны белым светом, осветительными приборами с наиболее хорошей светопередачей, жёлтым светом – транспортные магистрали, промышленные зоны. Однако, часто, довольно трудно в планировке города выделить специфические зоны. Границы между ними довольно условны и размыты. Москва же развивалась вокруг центра кольцами не только на поверхности, но и под землёй, стихийно разделяясь на зоны, создавая свои центры и доминанты на пересечении вылетных магистралей и кольцевых дорог. И у каждой зоны – своя природа, свой ритм жизни. Нельзя спальный район освещать как центр города, в котором много исторических зданий, много движения и рекламы. В жилых микрорайонах больше зелени и больше типовых решений. В то же время есть однородные по функциональности зоны, есть смешанные зоны. Складываются подходы к освещению, в которых выявляется сложность формирования световых ансамблей. И здесь назревает насущная проблема перехода от функциональной зоны, от социальной и градостроительной ориентированности, от зонального метода – к Концепции. В идеале, каждая зона должна иметь свою концепцию развития, а все вместе – общую, единую Концепцию. К сожалению, этого в Москве пока нет, хотя о некоторых зонах можно сказать, что они имеют свою концепцию, например, центр города, водная акватория с мостами, которые удалось связать в единую концепцию, но, говорить применительно ко всей Москве – нельзя. Главный градостроительный принцип в любом старинном городе, имеющем историческое значение, - это сохранение его неповторимого силуэта. Международная хартия об охране исторических мест и памятников говорит о том, что наиболее ценные виды городов должны быть зафиксированы навеки. Во многих странах такие решения закрепляются законодательно, и любое строительство в охраняемой зоне может начаться только после обсуждения на государственном уровне. Как, например, в Праге и Риме. В законодательстве России не было подобной нормы, как в классификации памятников не было понятий "панорама" и "вид". В новом законе об охране памятников эти две категории выделены в классификации "недвижимые памятники". Москва снова впереди паровоза, но в данном случае это, пожалуй, оправдано. Пока в других городах об этом еще не думали, в столице Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ) выявило 264 ценных как общегородских, так и магистральных и локальных городских вида и панорамы. Но самые ценные, так называемого первого уровня защиты, это следующие:
Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3. Безусловно, выбирались самые выигрышные виды с наиболее посещаемых туристами и горожанами точек. Причем, как требуют международные правила, в данном случае за точку наблюдения выбирается высота 1,5-1,7 метра - уровень человеческого глаза. Кроме того, каждая панорама имеет четкие границы первого и второго планов. В идеале нужно подготовить закон, который будет четко регламентировать сектор, глубину и параметры панорамы и координаты точки наблюдения. Строить свободно в этой зоне, строго говоря, нельзя. Любой объект, который может предположительно появиться в зоне видимости сохраняемого сектора, обязательно должен быть предварительно "встроен" в панораму и представлен для обсуждения. И если эксперты сочтут, что объект не выходит за границы существующей застройки и не изменяет силуэт конкретной части города, то может быть принято специальное решение о строительстве. Кстати, в некоторых панорамах мы считаем желательным появление новых силуэтов, которые только дополнят картину. В будущем предстоит большая работа по гармонизации светоцветовой среды. Предстоит работа по освещению школьных дворов, жилых территорий. В центре города должно появиться меньше рекламы, больше декоративных решений. Это комплексная проблема. С тем, чтобы эти работы не носили невзаимоувязанного характера, предстоит большая работа по поиску оптимальных дизайнерских решений в каждом конкретном случае, для каждой конкретной зоны. Для этого необходимо:
И, тогда, через год-два, Москва станет ещё красивее и привлекательнее. Основные направления, по которым будет идти развитие – это создание комфортной световой среды с учётом основных требований, предъявляемым к освещению современного города. Это – видимость, безопасность, эстетика, влияние на социальную жизнь, экономика. Метки: архитектурное освещение, городское освещение, наружное освещение, освещение, светодизайн, светотехника |
|
||||
Правила использования информации Контактная информация © 2009 — 2014 LightOnline |
|