email:
пароль: запомнить

Регистрация

Забыли пароль?

             

Основы моделирования освещения в программе Relux Professional 2007

Сцены освещения

     Программа Relux имеет возможность рассчитывать, как искусственное освещение, так и естественное. Для того чтобы это стало возможным, создадим Новую сцену.
  1. Для этого необходимо скопировать готовое помещение. В главном меню выбираем пункт Проект -> Удвоить сцену.
  2. С помощью главного меню Проект -> Редактировать сцену поменяем название помещения в соответствующей графе, к примеру на (Test_room_nature).
  3. Переключение сцен осуществляется в кнопочном меню Сцена, здесь же можно видеть, какая сцена активна
     И так, одна сцена предназначена только для расчета естественного света (Test_room_nature), а в другой расставим светильники и будем считать искусственный свет и/или комбинировать (Test_room).

Расчетные плоскости

     Чтобы сделать качественный проект освещения, нам необходимо соблюсти соответствующие нормы по количестуву и качеству света, регламентируемые в нормативных документах (СНиП, МГСН, EN DIN и т.д.).
  1. Для этого необходимо ввести плоскости, в которых будем получать результаты расчета светотехнических величин.
  2. В Менеджере проекта открываем закладку Объекты -> Измерительные элементы, выбираем Виртуальная измеряемая поверхность.
  3. Перетаскиваем расчетную плоскость на поверхность одного рабочего стола, расположенного около окна. Стандартно плоскость имеет прямоугольную форму.
  4. Щелкая два раза по расчетной плоскости, переходим в окно Характеристики.
  5. В графе Обозначения пишем Рабочий стол и меняем тип поверхности с прямоугольной на многоугольную, с помощью спадающего меню.
  6. Устанавливаем необходимую высоту расчетной поверхности так, чтобы она располагалась на столе.
  7. Внизу этого же окна вы найдете закладку Расчет, в которой можно установить параметры расчета световых характеристик по этой плоскости (горизонтальная, вертикальная освещенность, расчетный растр, показатель дискомфорта и т.д.).
  8. Там же выберите Горизонтальная освещенность.
  9. Используя мышь, по точкам придайте плоскости необходимый размер, соответствующий размерам стола.
  10. Создайте аналогичную расчетную поверхность и поместите ее на поверхности клавиатуры ноутбука.
  11. Аналогичным способом поместите расчетную плоскость на поверхности стола для переговоров. Действия по изменению геометрии расчетной поверхности аналогичны изменению геометрии помещения.

Совет: Клавиатура в данном случае является рабочей зоной, а стол – зона непосредственного окружения. Горизонтальная освещенность этих зон должна быть 500 и 300 люкс соответственно, причем неравномерность освещения рабочей зоны – больше или равна 0,7, а зоны окружения – не менее 0,5.

Выбор и расстановка светильников

     Теперь можно приступать к выбору и расстановке светильников.
  1. В Менеджере проекта выберите закладку Объекты -> Светильники -> Добавить.
  2. Откроется окно Выбор светильников, активируйте закладку Отдельный светильник.
  3. Пропишите путь к файлу (Light_fixtures_Test.LDT) ,который находиться на диске в папке Relux.
  4. Нажмите Новый, затем ОК.
  5. Выбранный светильник пропишется в Менеджере проекта.
  6. В программе предусмотрено несколько способов быстрого размещения однотипных светильников.
  7. Можно размещать светильники по: линии, окружности, равномерно или отражать друг относительно друга.
  8. Для этого буксировкой перетащите светильник из «Менеджера проекта» на план.
  9. В Менеджере проекта выберите закладку Проект, кликните на нужный светильник правой кнопкой мыши и выберите Группировать.
  10. Другой способ – это Zonal Cavity, который предлагает нужное количество светильников исходя из требуемой освещенности, коэффициента запаса (коэффициент технического обслуживания), способа монтажа и других параметров. Его можно вызвать из главного меню Светильники -> EasyLux или из линейки инструментов. В нашем случае мы воспользуемся именно им.
  11. В появившемся окне в графе Вид монтажа ставим Потолочный монтаж. Остальные параметры оставляем без изменений. Нажимаем ОК.
  12. Светильники оказываются расставленными – это видно в Активном окне. Для редактирования расстановки светильников, не снимая выделения войдите снова в меню Светильники -> EasyLux.

Совет: Программа Relux равнозначно понимает файлы с описанием светильников, как в формате IES так и в LDT.

Вычисления

     После расстановки светильников наше помещение готово к расчету светотехнических параметров.
  1. В первую очередь необходимо проверить корректность геометрии помещения и расстановки мебели. Это просто сделать выбрав из линейки инструментов кнопку Помещение проверить. Появится окно Проверка столкновений, в котором будет автоматически отображена информация о корректности построения сцены.
  2. В главном меню выбираем пункт Расчет -> Менеджер расчета.
  3. Установим галочки в помещении со светильниками напротив Искусственное освещение. Справа откроется окно настроек расчета, при выбранной снизу закладке Расчет. Точность – есть возможность выбрать один из четырех вариантов расчета по точности. Первый вариант Только прямая составляющая – грубый расчет распределения освещенности по сцене, учитывается только прямой свет от светильника, нет учета многократных отражений. Четвертый вариант Высокая отраженная составляющая – точный расчет, как прямой составляющей света от светильника, так и переотражений в сцене между поверхностями. Используется в основном в светлых помещениях с большим коэффициентом отражения поверхностей или в случаях, когда требуется получить максимально точный расчет светотехнических велечин. Варианты Небольшая и Средняя отраженные составляющие – являются промежуточными. Растр – параметры установки расчетной сетки (растр). Есть как автоматический режим, так и ручной. Изменеия параметров расчетной сетки в ручном режиме, могут негативно сказаться на времени расчета. Коэффициент технического обслуживания – устанавливается коэффициент снижения освещенности в сцене в зависимости от чистоты и технического обслуживания помещения. По умолчанию установлено значение 0.8.
  4. В закладке Измеряемые поверхностинаходится список поверхностей с параметрамми расчетной сетки, на которых будут проводится расчеты.
  5. В закладке Оценка ослепленности, можно установить параметры виртуального наблюдателя, для определения показателя дискомфорта, в данном случае европейского аналога (UGR – Unifay Glare Range). Параметры наблюдателя следующие: X(m): 0.5, Y(m): 2, Z(m): 1.7.
  6. Переходим ко второму помещению Test_room_nature. В установим галочку напротив Дневной свет. У пункта Дневной свет, откроются характеристики расчета. Первая закладка Расчет, аналогична закладке Расчет для искусственного света. Добалена графа – Небо, можно выбрать одну из двух моделей небосводов: Пасморное небо по CIE или Ясное небо по CIE. Различие в появлении прямой составляющей солнечных лучей.  
  7. Установите пасмурное небо.
  8. Выбираем закладку Дата, установите текущее дату и время (Дата, Местное). 
  9. Нажмите кнопку Место расположения. Установите: Широта – 55,7°, Долгота 37,6°. 
  10. В шапке списка городов напишите Moscow и нажмите Взять новое значение в лист размещения. Нажимаем ОК.
  11. Нажимаем кнопку Северный угол. В появившемся окне можно регулировать положение помещения относительно севера. В нашем случае оставим значение по умолчанию – 0.  
  12. Нажимаем кнопку Старт.
     После окончания расчетов проанализируйте результаты.
  1. Откройте повторно Менеджер расчета, снимите галочки с Искусственное освещение и Дневной свет, установите галочки напротив Relux Vision.
  2. В окне настроек Relux Vision выбираем закладку Виды, установите по одному произвольному виду в каждой сцене.
  3. Нажимаем кнопку Старт.
  4. Сравните полученные результаты. Relux позволяет рассчитывать совмещенное освещение (сочетание искусственного  и естественного освещения). Такаой расчет, к примеру, может быть полезен для анализа систем управления освещение или расчета рентабельности осветительной установки в условиях наличия большого количества естественного света в помещении. Проведем такой расчет для помещения Test_Room.
  5. Для расчета совмещенного освещения (естественное + искусственное), заходим в Менеджер расчета и устанавливаем галочку рядом с Искуственное и естественное освещение.
  6. Сохраняем проект.
Совет: Для визуального анализа распределения света по сцене выберите на линейке инструментов Распределение яркости в 3D.
Страницы:
1
2
3

Метки: освещение, проектирование освещения


Добавить комментарий

Ваше имя *  email (не обязательно)
Сообщение * 
Антиспам *
впишите эти буквы сюда   или войдите чтобы не переписывать буквы
  предпросмотр